Язык цвета. Серый.

greyУ французов пепельно-серый цвет выражает печаль, покаяние или раскаяние.

В самом деле, в нем нет крайностей. Он — в самом центре всех на свете цветов. Без него не обходится ни одна смена моды. А ведь только при отсутствии крайностей реальным становится проявление человечности. С ее печалями и раскаянием.

В христианских канонах за серым цветом с античных времен сохранилось значение телесной смерти и духовного бессмертия.

Отсюда ведут свое происхождение и восточные траурные одежды из неотбеленного холста, упомянутые выше.

Отсюда же в раннем христианстве этот цвет соотносится с нищими и убогими.

Однако исламом серый цвет уже воспринимается как цвет злодеяний или несчастий.

Но Средневековая Европа называет его цветом джентльменов, цветом высшего света и т. п.

Возникает и каббалистический «цвет мудрости». И серые цвета униформы современных чиновников.

Цвета одежды масона, посвящаемого в высшие степени приобщения к таинствам ложи,— серые.

Согласно Люшеру, нейтральный серый не вызывает никаких психологических реакций. Не успокаивает и не возбуждает. Хотя и создает внутреннюю стабильность, частично отгораживая от внешних воздействий.

Предпочтение серого по 8-цветовой шкале означает замкнутость, скрытность или сдержанность. Нередко оно связано с повышенным уровнем тревожности.

Ибо «серость» обыкновенно некоторым кажется самодостаточной. И этим она подозрительна как замкнутость, статичность или смерть. Однако на Западе русский неологизм XX века — «сплошная серость» — поймет далеко не каждый… Но «Запад есть Запад»…

Лицам, которые не хотят, чтобы их познавали, психология цвета рекомендует носить одежды серых тонов. Серый позволяет оградить себя от всяческих влияний, переутомлений или внешних напряжений. Хотя и влечет за собой неприкрытое отсутствие сопереживаний.

Однако серый не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Цветоаналитическая психология выявляет в нем по меньшей мере три цвета: светло-, средне- и темно-серый.

Предпочтение светло-серого (из белого, трех серых и черного цветов) указывает на готовность к переживаниям. На легкую возбудимость. На желание контактов с окружающими.

Средне-серый говорит о стремлении к стабилизации и установлению порядка.

Темно-серый выражает потребность в телесно-духовном удовлетворении. Иногда, правда, в ущерб телесному.

Переведем все это в принципы цветолечения. Предположим, у пациента необходимо сформировать желание откровенного реагирования на внешние воздействия. В таком случае можно рекомендовать светло-серый цвет.

Психологически состояние пациента в одежде этих тонов связано с открытостью. С готовностью к возвышенному возбуждению, или к переживаниям и контактам.

Например, на экзаменах светло-серая одежда не столько «маскирует» незнание отвечающего, сколько повышает его интеллектуальные возможности.

Лицам, жалующимся на повышенную чувствительность и поэтому стремящимся уклониться от чувственных связей, можно рекомендовать темно-серые одежды. Они помогают достичь гармоничного равновесия души без физического напряжения.

Серый цвет (средне-серый, по Люшеру) является сублимированным архетипом хроматизма.

В хроматической модели интеллекта серый проявляет творческие черты общемирового подсознания.

Временной аспект этого сублимата — настоящее.

Серов Н.В. С 331 Лечение цветом. Мода и гармония. СПб: «ЛИСС». 1993.— 48 с.

Комментарии закрыты.